Наши публикации


вернуться

 

Нетрадиционный подход в руководстве
педагогическим коллективом или забор Тома Сойера.
 

Творческий поиск новых форм и методов работы - это всегда интересно!Автор статьи
Для руководителя дошкольного учреждения актуален поиск и выбор оптимального варианта   работы детского сада.
Коллектив каждого педагогического учреждения должен иметь свое лицо, должна быть индивидуальность в системе работы дошкольного учреждения.
Для этого необходимо:
  • использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи;
  • поддерживать атмосферу благожелательности в коллективе;
  • создать материальную базу для комфортных условий пребывания детей в детском саду и работы сотрудников;
  • воспитывать чувство патриотизма к своему детскому саду у родителей и сотрудников.
  • искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. чтобы конечный результат был всегда высок и эффективен.

С этой целью полезно создание схематического отображения планирования работы дошкольного учреждения. Схематическое планирование работы годового плана четко и конкретно показывает намеченные мероприятия, способствует большей ясности в планировании и стройной организации работы педагогов, обращая особое внимание на охрану жизни и здоровья детей.

Регламентируя действия сотрудников, направленных на охрану здоровья детей, необходимо дать педагогам возможность творческого проявления своих индивидуальных качеств в воспитательной работе. Ведь от воспитателя в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, успехи ребенка в деятельности.

В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Ведь от  работы руководителя с педагогами, зависит работа воспитателей с детьми.

И, как здесь не вспомнить знаменитый забор Тома Сойера и гениальную идею Марка Твена о превращении рутинной работы в увлекательную игру.

С введением деловой игры повышается интерес к творчеству, что вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом. Для этого необходимо использовать:

  • нетрадиционную форму работы на педагогических советах - это деловые игры, тесты, блиц игры;
  • использование диагностических карт.

Деловые игры - развивают, раскрепощают, обогащают знания педагогов, совершенствуют педагогическую культуру. Анкетирование и диагностические карты раскрывают проблемы, опыт и желания педагогов. Деловая игра - это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин УиграФ на различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Обязанность заведующей не только распоряжаться, но и терпеливо разъяснять и обучать. И главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. А мы все знаем, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Проводить работу по нескольким направлениям:

1. Цель: формирование культуры общения друг с другом: узнать личные качества своих коллег, познать себя.

  • деловая игра: "Познай себя".
  • стенд " У всех на устах" - знакомство с правилами Д. Карнеги.
  • деловая игра " Увидеть и сказать хорошее, приятное".
  • тест - шутка "Есть ли у Вас чувство юмора?"

2. Цель: формирование нового педагогического мышления, педагогической техники, приемы педагогического воздействия. Активного включения педагогов в поисковую, экспериментальную работу.

  • деловая игра по истории дошкольной педагогике.
  • деловая игра "Правильно ли мы говорим".
  • деловая игра "Художественно - речевая деятельность".
  • экологическая игра.
  • блиц - игра по экологии.
  • тест педагогической ориентации.
  • анкетирование педагогов.
  • диагностическая карта.
  • анкетирование методистов.

3. Цель: создание творческого союза воспитателя и родителя, в развитии, воспитании и понимании индивидуальных особенностей наших детей.

  • Анкетирование родителей по физическому воспитанию.
  • Анкетирование родителей по работе детского сада.
  • Анализ анкетирования родителей.
  • Нетрадиционные сценарии родительских собраний.
  • Нетрадиционное проведение праздников.

Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. Вот и решили более активно привлекать родителей к сотрудничеству с педагогами. Воспитателям было интересно узнать мнение родителей об их работе.
И уже вошло в традицию в нашем детском саду привлечение родителей к подготовке праздников, изготовлению поделок, выполнению с детьми домашних заданий по составлению сказок, загадок, стихотворений; совместное чаепитие.

УСделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения.
Здоровый ребенок требует деятельности, и притом серьезной деятельности... Следовательно, с первых же уроков приучайте дитя полюбить свои обязанности и находить удовольствие и в исполненииФ.

Ушинский.

Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.
И главная задача руководителя в этом плане - способствовать творчеству педагогов.

Нетрадиционный подход в работе с педагогами обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяет анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учит культуре дискуссии, сплачивает коллектив, повышает уровень отношений между сотрудниками. Данная форма методической работы ориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, формирует навыки логичного рассуждения и аргументации своей позиции, учит аконичности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие совершенствования всей работы с детьми в соответствие с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Психологическая наука считает, что каждый педагогический коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями. Лучший способ ее высвобождения - насытить жизнь сотрудников диалогическим общением, коллективным размышлениям, обсуждением.
Многообразие, вариантность подходов к организации дошкольного образования - наиболее  характерные черты его современного развития.

 начало страницы


  Постникова Н. Г.

Воспитание любви к родному краю.

 

Мы любим край, где родились и растут наши дети, край, где мы живем и трудимся. И все это называется одним словом - Родина. Есть в нашей необъятной стране суровый, но такой родной край - неотделимая часть земли российской. Ямал - край Земли. Красив наш Ямал - край сотен озер, край бескрайней тундры и быстрых студеных рек. А если послушаешь звуки Ямала, то услышишь: грохот прибоя, птичий гомон, протяжную песню оленевода и глухие удары бубна, лай сторожевых собак и всплеск рыбы в воде. А еще услышишь белую тишину продрогшей зимней тундры или шепот звезд в темном полярном небе. Сурова, но по-своему прекрасна северная зима. Тундра белым - бела. Ослепительно искрится снег. Солнце надолго покидает небо, и только зори, да сполохи северных сияний озаряют снежный покров. Дошкольное детство - важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка- воспитание любви к Родине, к родному краю.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это начало чувства любви к Родине. Родная природа - снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления детей с родным городом и воспитание любви к своему краю разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города, его людях, о крае, где мы живем. В сильные морозы или в метель, когда нет прогулок, мы проводим наблюдения в помещениях: за снегопадом, метелью, пургой, узорчатыми узорами на окнах. Дети смотрят, как завороженные, а потом долго обмениваются своими впечатлениями. Сравнивают сияние с радугой, на которой повисли снежинки и поэтому она то прогибается, то выпрямляется.

Пусть темень 9 месяцев в году!
А все-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду!
( Н. Оегир)

Стараемся приобщить ребят к природе с помощью уголка природы в группе, экскурсий в тундру, рассказов в доступной форме о необъятных богатствах нашего края. Наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки давали богатую почву для размышления, пробуждали в детях любознательность. В ходе экскурсий ребята наблюдали, как меняется природа в течение года: теплый период продолжается всего 3-4 месяца. И в это время тундра очаровательна - она шумит вешними водами, шумит от птичьих голосов, играет нежными северными красками. Длинная полярная ночь сменяется белыми ночами. И вот незаметно появляется первая робкая зелень, и наступает короткое лето, оживает тундра. Чудесная, удивительная пора! Бездонное небо, оранжевое солнце, море света и тепла. Но вот кончается полярный день, проходит тревожное северное лето и подкрадывается осень, тундра становится разноцветной, и по всему лесу появляются созревшие ягоды - морошка, брусника, черника, голубика. На прогулках, экскурсиях знакомим детей с названием ягод, грибов, цветов, деревьев. Стараемся способствовать появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей, учим их замечать и определять словом, прошедшие в природе изменение, помогаем сравнивать явления, подобрать для них нужные слова, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей среды, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о его животном мире. В работе используем картины, иллюстрации, альбомы. Дети знают, что в тундре водятся олени, волки, песцы, зайцы, есть полярные совы, куропатки. Животные покрыты шерстью, у всех происходят ярко выраженные изменения в окраске. Но самым главным обитателем тундры является северный олень. Дети с интересом слушают рассказы о животных, отгадывают загадки, читают стихи: "От рогов ветвистых, стройных На снега упала тень. Кто бежит к нам, с ветром споря? Это - северный олень". 

Почти все наши воспитанники родились в нашем далеком полярном городе, что носит название Салехард. Знакомство с городом мы начали со своего детского сада, со своей улицы, со своего района. Назвали учреждения: школа, почта, магазины. Ходили с детьми на экскурсию в школу, на почту. Для закрепления полученных знаний провели занятия по рисованию на темы: "Улицы нашего города", "Мы на Севере живем". На одной из экскурсий с детьми была проведена беседа о том, что много лет назад на месте нашего города был небольшой поселок. Назывался он Обдорск. Жителей становилось все больше. Приезжали строители, геологи, начали строиться большие дома, появились широкие улицы и поселок превратился в город. Назвали его Салехардом. Это ненецкое слово означает город на мысу. И на самом деле Салехард расположен на мысу. Он протянулся вдоль Обской губы, где река Полуй, сливается с могучей Обью. Про величественную Обь написаны стихи и песни. В разные времена года мы водим детей на реку. Во время экскурсий рассказываем о богатствах Оби. Отсюда везут по реке необходимые грузы для геологов, буровиков, строителей, рыбаков, оленеводов, пастухов. Зимой мы наблюдали, как ремонтируют суда, как готовят их к навигации. Побывали мы с детьми у монумента "Полярный круг". Объяснили детям, что наш Салехард - единственный город, расположенный на Полярном круге. Познакомили детей с предприятиями города. Одно из самых больших - рыбоконсервный завод. Дети узнали, какую продукцию выпускает наш завод, что ее продают не только в нашем городе, но и за рубежом нашей страны. Приходили к вечному огню на площади Победы. Читали надпись, высеченную на обелиске, и рассказали, что Вечный огонь - это память о тех, кто не пожалел свои жизни и погиб за то, чтобы мы жили и трудились на благо нашей Родины. Дети у вечного огня возложили цветы. Дети обратили внимание на обилие цветов, венков. Люди приходят сюда, чтобы почтить память героев. Особенно здесь бывает многолюдно в день Победы - 9 Мая, когда встречаются ветераны войны и вспоминают былые героические дни, рассказывают молодежи о пережитом горе. Чтобы расширить представление детей о родном крае, мы свозили детей на экскурсию в краеведческий музей. В музее дети рассматривали национальную одежду ненцев, сделанную из меха, украшенную орнаментом, увидели макет чума, оленей, их упряжки, нарты. Увидели сети рыбаков, узнали, какие рыбы водятся в наших реках, какие птицы и звери живут в тундре. 

Приветливые и смелые работящие люди живут на суровой северной земле - ненцы. С незапамятных времен пасли они оленей, ловили рыбу, охотились на пушных зверей. Чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, мы обращаемся к книге, произведениям местных авторов, выставляем альбомы с иллюстрациями, отражающими быт и культуру ненецкого народа, обитателей Ямальской тундры, ее растительный и животный мир. Наряду с этой работой мы познакомили детей с устным народным творчеством Севера. Знакомя детей с ненецкими пословицами, загадками, поговорками, мы подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству. На занятиях и вне занятий знакомим детей со сказками ненецкого народа. Ненецкие сказки раскрывают традиции народа, его устои; глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость. В морозные зимние вечера дети с интересом слушают рассказы М. Пришвина, замечательные рассказы В. Бианки, Н. Павловой; стихи Е. Баратынского приближают ребенка к природе, заставляя глубже задумываться над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие связи и взаимозависимость. Из книг дети узнают о жизни северян, их мечты, надежды. Каждое произведение содержит глубокий воспитательный смысл. После чтения сказки "Кукушка", дети осудили черствость, лень, бездушие детей, которые не помогали матери. Самобытно так же и поэтическое устное народное творчество народов Севера. Поэтому здесь - дети тайги и тундры, они тонко используют традиции, мотивы и ритмы жизни, глубоко осмысливают обычаи предков. Мы использовали в своей работе стихи С. Лапцуя, Р. Ругина. Важным этапом в нашей работе было знакомство детей с прикладным искусством северян обучение их умению составлять узоры на северный мотив; познакомили детей с орнаментами вышивок и аппликаций, украшающих верхнюю одежду ненцев, обувь, рукавицы, различные хозяйственные мешочки, подушечки и др. бытовые предметы. Орнамент очень разнообразен, в основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром, он в основном геометрический. Это украшение - вышивка бисером и аппликация из узких полосок цветной ткани. На занятиях дети рассматривали росписи узоров, украшали одежду (малицу, ковер, попон для оленей). Для рисования и аппликаций отбирали самые простые, доступные детям для воспроизведения орнаменты, и дети использовали мотивы этих орнаментов. 

Очень интересны и подвижные игры маленьких северян. Они воспитывают у детей выдержку, силу, честность, умение считать, ловкость, быстроту. Эти игры мы проводили на физкультурных занятиях, прогулках, досугах: "Прыжки через нарты", "Перетягивание каната", "Ловля куропаток", и многие другие. Продолжая знакомить детей с особенностями нашего края, мы рассказываем детям о больших запасах нефти и газа на Ямальской земле, о строительстве газопровода, о новых молодых городах, выросших в тундре, на вечной мерзлоте. В группе собран богатый материал о родном крае. В результате проведенной работы дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь, у них сложились определенные представления о нашем крае, о нашем городе, о людях, которые здесь живут и трудятся. Беседы, экскурсии, занятия способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружеников, воспитывали уважение к труду взрослых, способствовали воспитанию чувства гордости, любви к своему родному краю. 
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, на всю жизнь сохранят любовь к Северу. 

 начало страницы