Деловые игры.


  вернуться

Развитие художественно - речевой деятельности педагогов.

"Только творческий педагог может развивать творческое начало в ребенке".
В.А. Сухомлинский.

Овладение и передача особой лексики, интонации, эмоций, настроения, его оттенки, переживания, дают возможность "прояснить", определить желания, цели, ощущения и самоощущения детей и педагогов.
Научимся сами и научим детей понимать себя и других, заводить друзей. Всем известно, что словом можно "убить" или поднять на пьедестал. Ведь ребенок в детском саду читать не может, все тексты они воспринимают на слух. Педагог обязан передать голосом и интонацией смысл стихотворения, его настроение, эмоции, переживания.

  • Поприветствуйте словом "Здравствуйте" десятью оттенками интонаций: (дисциплинированности, удовольствия, удивления, упрека, радости, страха, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия).
  • "Однажды в студёную зимнюю пору ..." (шепотом, громко, волнообразно, как будто сильно замерзли).
  • Пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки.
  • Закончить стихотворения из программы воспитания и обучения.
  • Выразительно прочитать стихотворения с разной интонацией.
  • Упражнение "Эмпатия". Все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди, называет то чувство, которое, по его мнению, испытывает говорящий.Упражнение "Улыбка". Перед зеркалом примерьте самые разные улыбки. Добрую, насмешливую, заговорщицкую, циничную, радостную, открытую, "сквозь зубы", вежливую, холодную, надменную. Улыбка один из наиболее надежных способов снятия тревоги, напряжения. Одновременно улыбка - знак того, что вы уверены в себе и готовы действовать.

  • Улыбайтесь чаще! Говорят, что если улыбаться даже тогда когда это совершенно не хочется, это способствует не только, пусть незначительному, повышению настроения, но и сохранению энергетического тонуса.

  • Упражнение "Уличный фотограф", на развитие зрительной памяти и навыков наблюдательности. Посмотрите, на человека, отведите взгляд, а затем повторите все, что он делал.
  • Упражнение "Вообрази себя". Поиграем, помечтаем "Я в лучах солнца". Нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке имя. Около каждого лучика хорошее о себе или друге. Задача написать как можно больше и лучше.
  • Упражнение "Комплимент" сказать своему коллеге, другу, напарнику приятные, любезные, добрые слова.
  • Тест "Умеете ли слушать".
  • Подведение итогов.

Правильно ли мы говорим?

Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей.
Дейл Карнеги.

Давайте задумаемся, правильно ли звучит наша речь. Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, как избежать ошибок в произношении, как точнее выразить мысль.

Прежде, чем начать деловую игру и определить ее направление, давайте вспомним, из каких компонентов состоит речь:

  • словарный запас
  • грамота
  • правильное звукопроизношение.

Добиваясь четкого произношения звуков, мы чаще всего рекомендуем детям произнести скороговорку. А сможем ли мы сами четко и выразительно проговорить их?

  • Все бобры для своих бобрят добры
  • У боярина бобра нет богатства, нет добра.
  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Словарный запас мы можем сами проверить и оценить себя, подобрав синонимы к словам

  • Смелый - храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.
  • Победить - одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.
  • Холодный день - промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.
  • Холодный человек - неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

Объясни фразеологические обороты:

  • Иголку негде воткнуть - о большом скоплении людей
  • Крокодиловы слёзы - притворное сожаление
  • Краем уха - невнимательно слушать
  • Рукой подать - близко
  • Как на духу - откровенно, чистосердечно
  • Святым духом - как бы само собой, неизвестно как.
  •  Душа в душу - полное согласие
  • Во весь дух - очень быстро бежать или ехать
  • В чем только душа держится - хилый, слабый
  • Не верить своим глазам - удивляться чему-либо увиденному

Поставьте ударение:

  • кварт`ал, 
  • звон`ит,  
  • в `яслях, 
  • ср`едства, 
  • стол`яр, 
  • кокл`юш, 
  • катал`ог,  
  • гружёный, 
  • сл`ивовый, 
  • н`ачал, начал`а, 
  • нач`ав, 
  • началс`я, 
  • догов`ор, 
  • бал`ую, бал`уешь
  • деф`ис, 
  • свёкла, 
  • катал`ог,  
  • гружёный, , 
  • деф`ис, 
  • свёкла, 
  • предлож`ить, 
  • мышл`ение, `
  • августовский
  • предлож`ить, 

Образуйте повелительное наклонение от глаголов:
(Повелительное наклонение - обозначает такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить).

ехать - поезжай, одеть - одень, надеть - надень.

Просклоняйте:
хочу - я хочу, ты - хочешь, он - хочет, она - хочет, мы - хотим, вы - хотите, они - хотят.

Родительный падеж множественного числа:
столы- нет чего- столов; носки - носков; чулки - чулок; шарфы - шарфов; груши - груш; яблоки - яблок; полотенца - полотенец; помидоры - помидоров; килограммы - килограммов; лимоны - лимонов; туфли - туфель.


Из Дейла Карнеги.

  • У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!
  • Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.
  • На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.
  • Читайте со словарём, лежащем на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.
  • Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.
  • Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову ( красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.
  • Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

 начало страницы